О ранних портретах Петра I

В процессе работы над «Андреевскими кавалерами» мне волей-неволей пришлось погружаться в вопрос иконографии раннего периода. Портретов Андреевских кавалеров на царствование Петра с орденской цепью фактически нет. Цепь изображена на прижизненных портретах Куракина и Репнина лишь окружающей гербовый щит, а «живьем» ее можно увидеть лишь на гравированном портрете Петра работы Субейрана 1743 года по не дошедшему до нас оригиналу работы Каравакка. Впрочем, о цепях позднее и отдельным постом.

Дело в том, что орден Андрея Первозванного изначально — до Полтавской баталии так уж точно — носили на шее, а не на плечевой ленте. Это вполне соответствовало мировой практике — взять тот же орден Золотого Руна. Так вот, подобных изображений, помимо известного «портрета Лефорта», об который обломано немало копий за последние лет сорок, мне на данный момент известно два.

Первый — гравированный портрет Петра работы Шхонебека, датируемый 1703-1705 годами.

peter-schonebeck

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй — портрет Петра работы неизвестного художника начала XVIII века, хранящийся в Государственном Эрмитаже.

peter-min

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь легким движением руки с помощью Фотошопа совмещаем оба портрета. Вуаля! Это оригинальный портрет или же его копия, с которого и делал гравюру Шхонебек. Так что датировка портрета вполне понятна — не ранее 1703 года, т.е. пожалования царю ордена. Кстати, интересно то, что форма орденского знака — один-в-один полковой знак Преображенского полка. Который, заметим, долгое время считался выполненным по проектному, никогда не реализованному рисунку ордена Андрея Первозванного.

peter1

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.